Контрольная работа 9 класс
1. Замените в предложении 21 словосочетание «беспрерывно разговаривала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Выпишите из предложений 44—47 словосочетание, построенное на основе связи согласование. (44) - Сняжин, спросил я, почему ты бросил кружок? (45)Не успеваешь? (46)Он растерянно поднял на меня глаза. (47)Это были глаза другого человека.
- Выпишите грамматическую основу предложения 1. (1)Вскоре и Сашкин поезд на посадку подали.
- Среди предложений 12-14 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (12)Постоял он на перроне, огляделся - неужто Москва, столица Родины! (13)Думал ли он, гадал там, под ржевскими теми деревнями, пред полем тем ржавым, по которому и бегал, и ползал, на котором помирал не раз, думал ли, гадал, что живым останется и что Москву увидит? (14)Прямо диво случилось, и не верится Сашке, наяву ли?
5. Среди предложений 16-23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. (16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.
6. Среди предложений 19-22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (19)В другие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием: - (20)Позвоните вечером - как раз его жена будет дома!
(21)Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами, сослуживцами и друзьями, которых я днем просил перезвонить, а иногда бабушка «подменяла» маму у телефона. (22)Однажды я сказал звонившим людям, что разбил градусник.
7. Среди предложений 49-52 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения. (49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря!
(51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!
8. . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. И она посмотрела бы - на неловкого,(1) стриженного арестантским ёжиком,(2) в мя-той(З), узлом на пузе завязанной рубашке... Он и так уже стоит здесь,(4) наверно,(5) пол-часа,(6) поэтому все,(7) конечно, (8) догадались о его завороженности...
9. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
(5) Когда мы вошли в квартиру, он бросил свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол.
10. . Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Напишите ответ цифрой.
(21 )И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу ос-татным теплым дыханием прошедшей жизни.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка - тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
12. . В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью. Больше всего в письме Ивана,(1) который только что прибыл из командировки,(2) мне понравились слова «мужской разговор»,(3) и я поехал к нему прямо из школы.
13. Среди предложений 35^40 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(35)А делить, умножать, читать не по складам научится, когда будет время, когда придет желание...
(Зб)Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.
(37)Спи, спи, друг... (38)Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. (39)Дрыхни пока. (40)А когда кончится война, если останемся живы, придумаем что-нибудь.
14. Среди предложений 14—20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияние другого языка, родственного или неродственного. (18) Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, и нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.
15. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) помирились 2)вклинилась 3) касаются 4)сложение
16. . В каком варианте ответа средством выразительности является метафора?
- (1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.
- (6) А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки завязи будущих лапок.
- (14) Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: (15) «Вот оно в чём дело!»
- (20) Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
17. . Укажите ошибочное суждение.
- В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
- В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
- В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
- В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.
|