Филологический анализ лирического стихотворения.
(План носит рекомендательный характер и не все его пункты являются
обязательными для использования)
Лексико-семантический анализ.
1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по
эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении
создают
его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы,
иногда
подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте.
Попытаться
сформулировать
своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления,
определить преобладающее настроение, тему, основные идеи.
2. Выписать лексические цепочки,
соотносимые с каждым из этих ключевых образов.
3. Выявить сопутствующие образы,
позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину
содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
5. Дать истолкование
произведения, вытекающее из первого этапа анализа.
П. Лингво-стилистический анализ.
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и
расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы,
контрастные сопоставления и т.д.
2. Выявить «вспомогательные»
художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха:
строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от
размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской,
особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.).
Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление
образа.
3. Уточнить интерпретацию текста,
сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.
Ш. Анализ стихотворения в
контексте.
1. В контексте творчества самого
автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство
и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения
писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей
художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию
данного стихотворения.
2. В контексте национального
литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с
автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению
произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и
различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира
каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или
образа во времени.
3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения
зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или
художественным
параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это даёт возможность выявить
не
только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или
иных
художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской
литературы
в диалоге культур мира.
|