Четверг, 16.05.2024, 00:48Приветствую Вас Гость | RSS
СЛОВЕСНИК
МОУ-СОШ №9
г. Аткарск

Меню сайта
Категории раздела
К уроку русского языка [16]
Материал для подготовки к уроку
К уроку литературы [21]
Материал для подготовки к уроку литературы
Внеклассная работа [7]
Материалы по внеклассной работе
Готовимся к ГИА [0]
Материалы для подготовки к ГИА
Готовимся к ЕГЭ [3]
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Работы наших учеников [11]
Работы наших учеников
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов


Главная » Файлы » К уроку русского языка

План филологического анализа лирического текста
[ Скачать с сервера (28.5 Kb) ] 28.12.2012, 10:21

Филологический анализ лирического стихотворения.

         (План носит рекомендательный характер и не все его пункты являются обязательными для использования)

          Лексико-семантический анализ.

1.      Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по
эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают
его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда
подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте.

Попытаться сформулировать
своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления, определить преобладающее настроение, тему, основные идеи.

2.     Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

3.     Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4.      Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину
содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

5. Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.
П. Лингво-стилистический анализ.

1.     Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и
расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы,
контрастные сопоставления и т.д.

2.   Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.

3.   Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.

Ш. Анализ стихотворения в контексте.

1.     В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

2.     В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.

3.     В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения
зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным
параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это даёт возможность выявить не
только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных
художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы
в диалоге культур мира.

 

Категория: К уроку русского языка | Добавил: sveta
Просмотров: 1979 | Загрузок: 90 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz